6 тем классного часа 1 сентября

В последний день лета, готовясь к встрече с любимыми учениками я подумала, что мои заметки могут пригодиться школьным психологам, классным руководителям и вожатым.

1 сентября — первый день нового учебного года и прекрасный повод вспомнить хорошее и подкрепить желаемое поведение учеников. Это возможность помочь поставить новые цели и проанализировать учебную деятельность, задуматься над тем как ребята хотят прожить этот год, какие эмоции испытать, чего достичь, а чего избежать.

Классические темы классного часа в школах и колледжах, такие как:

  • День защиты животных
  • Классный час посвященный 75 летию победы
  • Урок мужества
  • Тема дружбы
  • Единство народов
  • ВОВ
  • Безопасность и ПДД

важны, но не всегда их сценарий подразумевает укрепление социальных связей внутри класса и приобретение ресурсного состояния учениками. Поэтому, как подростковый психолог, я предлагаю шесть тем, которые помогают сплотить коллектив, создать доверительную, более открытую среду внутри класса и избежать буллинга.

Эти темы будут актуальны для учеников начиная с 5-6 класса. Понятно, что чем старше класс, тем глубина проработки будет выше. Например, ученики 7-8 класса реагируют намного активнее и сами горят желанием обсуждать эти темы. Для ребят 9-11 классов актуализируется планирование, для них хорошо подходит техника «письмо в будущее», потому что их ждут экзамены и им очень полезно порассуждать на эти темы, простроить и расширить временную перспективу. Надеюсь, что вы найдете в этой статье полезные инструменты для вашей работы.

1. Знакомство

Я предлагаю каждый год знакомиться заново, так как мы постоянно меняемся. Иногда 3 месяца могут сильно изменить взгляды и интересы, поэтому первое — это знакомство. Если у вас есть наш комплект карт «Знакомство», то выбирайте карточки из колод: настоящее, эмоции, качества, понятия и смыслы. Если наших карт нет, то предложите участникам рассказать о себе, ответить на вопрос в круг.

Вопросы для обсуждения:

  • Что окружающим нужно знать обо мне?
  • Чем я увлекаюсь?
  • Что я ценю в людях, какие качества в других меня привлекают?
  • Какое качество я хочу приобрести (найти в каждом присутствующем качество, которое вы хотели бы иметь у себя)?
  • Что мне нравится (какая музыка, какие фильмы)?

2. Наши правила

В этот день мы можем установить новые правила поведения и общения. Для этого нужно обсудить что хочется исправить из опыта прошлого года. Можно сделать это через «Шляпу», когда каждый сможет написать то, что он хотел бы изменить и как он предлагает это сделать. После чего ведущий зачитывает варианты из шляпы и дает старт обсуждению. Основная задача ведущего сохранить безопасную и безоценочную среду, чтобы каждый участник мог раскрыться не опасаясь осуждения и реакции окружающих.

3. Традиции класса

Можно придумать свою традицию, что-то что будет повторяться внутри года, давать силы и объединять учеников за общением и общим делом. Традицией могут стать короткие фотосеты, совместный просмотр фильмов (которые предложат сами ученики), походы, игры в настолки, волонтерство и многое другое.

4. Планы на год

Начало года — это отличная возможность актуализировать навык планирования. Предложите участникам написать план на этот год, Что обязательно нужно сделать в этом году, а что очень хочется, какие занятия приносят им силы и вдохновение, а какие забирают? Предусмотрели ли они ресурсные занятия в этот год. Что им может помочь в реализации такого плана, а что помешать? Какие трудности могут возникнуть? Написание планов можно обсудить всем классом, обратив внимание на реальность выполнения плана, выделить алгоритм, который поможет каждому написать свой оптимальный план.

5. Конверт поддержки

Это большой конверт для всего класса, который вешается в классном уголке. Пишутся короткие записки — «ободряшки». Для этого вам понадобятся фломастеры и цветная бумага, пусть ободряшки будут максимально яркими и воодушевляющими. Задача класса написать как можно больше ободряшек и в течение года каждый сможет обращаться к этому конверту, когда ему будет грустно.

6. Письмо в будущее

Это классический инструмент, который действует всегда. Предложите написать письмо себе через год. Это может быть письмо с планом, напутствием или ободрением, может быть хвалебное письмо или веселый очерк. Все конверты нужно сохранить до последнего дня, когда каждый сможет открыть свой конверт. После чего вы можете устроить обсуждение.

Независимо от варианта активности, помните, что главное — это безопасная среда, открытый диалог, безоценочность и желание услышать. Всем желаю продуктивного и эмоционально насыщенного классного часа.

Лина Павлова — подростковый психолог, основатель Skill Studio