Нам особенно важно, что наш проект рекомендуют и мы часто приезжаем в разные школы. Мы замечаем, что первую лекцию посещает меньшая часть родителей, но все последующие лекции проходят в аншлаге. Особенно ценным была недавняя лекция в одной школе в МО. Вместо 1,5 часов мы проговорили 3 (!) и, наверное, могли поговорить еще столько же, если бы не позднее время. Всегда радостно видеть, что родители приходят после рабочего дня, находят возможность и силы встретиться, послушать нас, и самое ценное — задать свои вопросы.
Каждая такая встреча заряжает нас силами работать и делать новые проекты, придумывать решения поставленных вопросов и проблем, инициировать обсуждения с коллегами из разных организаций, психологических подходов и практик. Например, результатом этой лекции стал наш проект тренингов для родителей. Так как много вопросов участников были направлены на формулирование конкретных фраз или предложений для детей и решение определенных кейсов, что было конечно сложно реализовать в формате лекции.
Какие вопросы мне запомнились:
- Как заставить ребенка убираться в квартире или делать другие домашние дела?
- Как привить чувство ответственности ребенку?
- Как мотивировать на учебу?
- Что говорить ребенку на вопрос: “Зачем мне химия”?
- Как заставить детей убираться в своей комнате
- Что делать с ленью ребенка\подростка
- Как заставить ребенка самого делать уроки?
Эти вопросы мы часто встречаем в своей практике, и конечно, хочется сказать, что позиция “заставить” говорит об использовании какого-то “силового” ресурса и подразумевает некоторое насилие. Мы же говорим о мотивации как о постоянном процессе, в рамках которого родители могут стимулировать познавательную активность, поддерживать интерес и подкреплять желаемое поведение. Мы всегда выступаем за понимающее отношение к детям, это не попустительство, а понимание и контакт. Если у ребенка болит голова\живот или горло — мы ему верим и сопереживаем, а не ругаем или корим. Конечно, каждая ситуация уникальна, но мы постарались собрать важные, на наш взгляд, рекомендации, которыми делимся на лекциях.
Мотивация — сложный процесс, она сильно связана с ощущением безопасности, стресса, поддержки и уверенности. Также во много мотивация связана с пониманием временной перспективы и смысла действия.
Часто дети и подростки отказываются от какого-то дела или откладывают его так как не согласны с режимом реализации. Например, они могут не понимать зачем мыть пол именно сегодня, когда он еще вполне чистый и носки не прилипают к поверхности.
Это лишь маленький кусочек темы, мы зовем родителей на наши лекции, чтобы обсудить гораздо больше! Приходите, будем обсуждать и находить подходящие для вас инструменты эффективной коммуникации с подростками 🙂
Лина Павлова, психолог